That's Siam
Mar. 17th, 2011 02:58 pmСреди прочих культов, которых еще стоит упомянуть, есть культ «доброй самарянки». Эта нимфа дала напиться воды Будде, и потому стала почитаема как добродетель благотворительности. Ее часто изображают в украшении фонтанов или бассейнов, иногда – с высоким покровителем Буддой.
Еще культивируются иностранные культы/мировые религии. В религиозности тайцев – чужие боги не есть неправильные боги, а духи, которые в той или иной степени и сфере имеют силу творить пользу или причинять вред. Принцип «Живи сам и давай жить другим» срабатывает как нельзя кстати, порождая иногда удивительные явления поклонения христианским святым у буддистов, будь то фарангский baby или Антоний Падуанский.
Где Маша не пропадала. Тайский дом под двойной защитой Гаруды и покрова Богородицы
Меня могут спросить: а при чем тут, собственно, буддизм (ведь я пишу главу «Милый тайский буддизм»)? В этом-то и цимес, что при чем! Считается, что гаруды, мадонны, хотеи, душки местностей, дриады и прочая и прочая являются духами этого мира, низшими по отношению к Будде, и не имеющими ничего общего с вопросами спасения души. Но эти душки самым парадоксальным образом не изгоняются, а включаются в канон веры тайцев. Ну, если утрировать, то это как у украинцев: многие имеют обереги, или считают, что если ставить пустую бутылку из под вина на стол, то кто-то из сидящих за столом умрет в тот же год, или же что в поезд должен первым войти пассажир именно мужского пола (помню, долго с пятью пассажирками ждала мужчину для посадки в вагон – проводница не разрешала нам посадку). Но ведь от этого украинцы не перестают быть православными или греко-католиками! Так и здесь: тайцы выявляют почтение к массе разных божков, но остаются буддистами. Но и буддизм у тайцев с особенностями. То есть очень далекий от дзен.
Тайский буддизм можно сравнить с секретером со множеством ящичков. Шкатулка в шкатулке, каждая из которых таит в себе неизведанное. Но для начала нужно сказать, что у буддистов нет притчи о «работниках последнего часа» (Матф. 20:1-14). Никто не возложит руки на человека, живущего в грехах и не отпустит ему грехи, тем самым спасая его душу. Нет, здесь «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Все же не в протестантском понимании, а в монашеском – спасаются только монахи. Все остальные идут лесом, то есть после смерти воплощаются в другие тела. Буддизм Тхеравады коротко и наглядно можно описать следующей картинкой:
Спереди по дороге Спасения идет, естественно, монах. За ним несут крест жизни в миру (то есть катят бесконечное колесо перевоплощений, но, все же, в направлении «счастливого конца») миряне-мужчины. А совсем позади плетется РАЗЗЗВРАТНАЯ ОТ ПРИРОДЫ, ПОХОТЛИВАЯ И ОГРАНИЧЕННАЯ ЖЕНЩИНА (кстати, дорогие сосестры, поздравляю вас с прошедшим праздником 8 марта!) Итак, если миряне мужчины посылаются в буддизме лесом, то женщины вообще – тайгой, причем бескрайней: ей нужно вначале родиться мужчиной, потом подправить добрыми делами свою карму до того предела, чтобы воплотиться в монахе, который, если ему опять-таки не помешают суетные бабы, достигнет Нирваны.
И снова таки, монахи бывают разные. В каждом монастыре (особенно если монастырь стоит в туристических центрах) есть монах, обслуживающий низменные желания мирян. Низменные – не то, что вы подумали, а мирские желания счастья, удачи, здоровьечка и всего такого. Такой монах за определенную мзду может почитать молитву за мирянина (в таковом случае донатор стоит на коленях у ног монаха), может побрызгать специательной метелкой с водой (ну просто как поп на Страстную Субботу), завязать на запястье шнурочек на счастье или заговорить от несчастных инцидентов («Буца-Буца ааа, Буца-Буца ыыы…»)
Credentes кодируют от инцидентов и ДТП
Но это только низшее звено духовенства. Хотя и такие монахи почитаются. В общественном транспорте, там, где у нас нарисованы стилизованные фигурки пассажиров с детьми, стариков, инвалидов и беременных женщин, которым рекомендуется уступать место, в Таиланде дополнены фигуркой в шафрановой одежде. В храмах есть места, зарезервированные за монахами. В больницах им выделяется целый этаж. И они летают Тайскими авиалиниями за полцены. Король приветствует монахов, но не получает приветствия взамен. Он должен почтительно и склонив голову слушать их наставления. Монаху никто не имеет права делать замечания. Женщинам нельзя даже дотрагиваться до них (но сами монахи могут). Монахи не берутся и за холодную воду – это вам не Добрые Христиане. Тайские монахи едят мясо, курят сигареты, слушают радио и смотрят телевизор. Суровость монашеской жизни состоит только в том, что все это надо успеть сделать до 11 часов утра. После означенного часа хавчик отменяется до рассвета. Итак, с первыми лучами зари монахи и облаты (дети, пожертвованные родителями Богу) босиком и со специальными чашами отправляются просить подаяние. Для них в такую несусветную рань встают женщины (кому, как не им, нужно думать об улучшении кармы). Часов в 9-10 еще можно встретить монахов с сумами, но уже обутых – для того, чтобы ходить босиком по такому асфальту, нужно быть нестенаркой. Это не последний шанс для монаха перехватить что-нибудь вкусненькое: верующим, желающим продвинутся по пути перерождений к состоянию святости, вменяется в обязанность делать подношения монахам в храмы. Подношения не могут быть в виде денег (деньги можно давать только на Церковь, а не отдельному монаху). Чтобы не обременять фантазию верующих, - а что бы такое подарить Доброму Человеку, торговые марки выпускают жертвенные наборы – от самых скромных пакетиков (питьевая вода, бритвенный станок, консерва с тунцом) до огромных подарочных ведер, включающих зонтик, обрез полотна и много всякой всячины. В больших супермаркетах целый отдел выделен под благочестие
Благочестие также можно проявить и на базаре – будет дешевле.
Но настоящая святость познается по делам… и по «счастливому концу», то есть как монах ушел из сего мира. Считается, что если монах сам установил день своей телесной смерти и ухода в Нирвану и действительно в этот день умер, а его останки нетленны и постепенно усыхают, значит, этот человек святой, и монастырю, где он окончил свой век, есть чем гордиться.
Надпись на левой табличке: родился 27 апреля 1912; умер 24 января 2009 в возрасте 98 лет.
Теперь пару слов о том, как надо быть буддистом Тхеравады. Это, скажу я вам, чистая калькуляция и бухгалтерский учет. Вот смотрите: младенец появляется на свет с кредитом 0 балов. В течение жизни ему нужно набрать баллы, чтобы улучшить свою карму для более качественного перевоплощения (стать богатым и не все время думать о том, как прокормить семью, или, того лучше, стать монахом). Плохие поступки отнимают баллы, хорошие прибавляют. Просто заведите себе толстую тетрадь и ведите учет, чтобы дебет не совпал с кредитом перед тем, как настанет час перейти в мир иной. А теперь задача: если вы изменили жене (-1000), то сколько корма для священных карпов в монастырском пруду (+2 за пакетик) нужно купить, чтобы изгладить этот грех? А вы еще спрашиваете, почему рыбы в прудах при храмах такие жирные. J
Кстати, буддийская Церковь очень вовлечена в светское общество. Если национальный флаг Таиланда почти всегда развевается рядом с желтым стягом буддизма, то Церковь вполне это оправдывает. Правда, Церковь делает много полезного для общества: школы и детсады (с обычным, светским, обучением, а не «воскресные школы» при церквях), а также приюты для бездомных животных. «Помогите нам прокормить собак. У нас их 49 штук» - гласит надпись на ящике для пожертвований в одном монастыре. О, благословенная Церковь – может, в ней и нет Духа Святого, но ведь она и не сдирает шкуру.
Пересчитать монахам удается только собак. Поголовье кошек наличествует при любом вате и растет в геометрической прогрессии. Но от этого они не менее любимы